Анна Киселёва (сопрано) - солистка Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, лауреат специальной премии жюри, лауреат премии «Exelenta» международного конкурса оперных певцов им. Хариклеи Даркле (Румыния, 2005, 2010 гг.), лауреат Первой премии XVI международного конкурса «Надежды, Таланты, Мастера» (Болгария, 2011 г.), лауреат Всероссийской премии «Известность» (Москва, 2005 г.), Лауреат III международного конкурса оперных певцов «Розата на Евтерпа в Карлово» (Болгария, 2012 г.), Заслуженный работник культуры Красноярского края (2018 г.), лауреат XVI Московского международного конкурса «Большая Романсиада-2021» ОПЕРА «TOSCA» - БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО! Вечер 5 ноября на городских часах 17.15. По театральной площади спешат люди по одиночке и вдвоём, разных возрастов и, что примечательно, среди них много молодых мужчин. Спешили в театр оперы и балета имени Д.Хворостовского на одну из репертуарных и любимых опер «Тоска», на встречу с любимыми артистами. Спешили, чтобы побыстрее окунуться и ощутить духовную атмосферу общего театрального единства слушателей, встретиться с друзьями, спокойно занять свои места, прочитать в красочно оформленной афише сюжет оперы, познакомиться с действующими лицами и исполнителями, организаторами ответственными по постановке. ВПЕРВЫЕ на сцене нашего театра эта опера, среди лучших постановок, была представлена на суд зрителей в июне 1980 года, в новой постановке в 1994- м и возобновлена в 2015-м. И вот ноябрь 2022. В зале аншлаг. В партере, амфитеатре ни одного свободного места, заполнен и бельэтаж. Это радовало. Опера – любима многими нашими красноярцами и гостями нашего города. Кстати, рядом с нами сидели мама с дочерью из Перми. Когда и как появилась опера? И почему она стала любимой зрителями? Немного из истории возникновения оперы, как жанра в сценическом искусстве, по материалам Википедии. Вид искусства, известный как опера, возник в Италии в XVI и XVII веках, хотя и опирался на более старые традиции средневековых и ренессансных придворных развлечений. Она «выросла» из театрализованных мистерий – духовных представлений, в которых музыка служила фоном, оттеняя игру актёров. Это было началом зарождения оперы в привычном современному человеку виде. Этот жанр назвали drama in musica, а слово «опера» появилось только в первой половине семнадцатого века, и означает по-итальянски «произведение». Ряд композиторов продолжали называть свои произведения музыкальными драмами даже после появления и закрепления слова «опера». Опера очень быстро завоевала популярность среди слушателей, заставляла волноваться их сердца, став любимейшим видом искусства во многих странах *** «Тоска» – пятая опера выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини, в трёх действиях на либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноименной драме Викторьена Сарду, которую он написал для знаменитой актрисы Сары Бернар. Впервые опера была показана на сцене театра Констанци в Риме 14 января 1900 года, имела огромный успех благодаря румынской певице ХариклеИ Даркле, исполнявшей партию Тоски. Прошло более века от премьеры показа оперы «Тоска», а она до сих пор в репертуаре многих театров нашей страны. И это не удивительно. Музыкально-драматические произведения в основе которых заложены не простые человеческие взаимоотношения героев, всегда привлекательны для зрителей. В опере настолько гармонично связаны музыка, пение и сценические действия артистов, что невозможно её не любить. А главные герои оперы солисты театра своим пением, красивыми, яркими голосами, игрой заставляют волноваться душе и сердцу слушателя, переживать вместе с ними острые коллизии их жизни. Любовь, ревность, страсть, предательство, эти человеческие чувства людей – главное в сюжете произведения, которые происходили во времена исторических политических событий: падением Римской республики и преследованием республиканцев сторонниками Папы Римского. Политика – это просто подоплёка в опере, на фоне которой разыгрывается настоящая драма трагической истории любви известной оперной певицы Флории Тоски и свободолюбивого сочувствующего республиканцам художника Каварадосси, который прячет на своей вилле бежавшего из тюрьмы революционера Анджелотти, злых кознях начальника Римской полиции барона Скарпио, возжелавшего во что бы не стоило добиться любви красавицы певицы Флории Тоски. *** На какой-то миг наступила минутная тишина в зале. Минутная. Ждать встречи с прекрасным всегда радостно но, всегда кажется, что ожидание тянется нетерпимо долго. Звучат аплодисменты. Под рукоплескания слушателей нежно-голубой занавес медленно и плавно открывается. Представление началось. Первое действие оперы происходит в римской базилике Сан-Андреа-делла-Валле, куда входит, прихрамывая, измученный, бежавший из тюрьмы бывший консул, друг Каварадосси, республиканец Анджелотти (Илья Кривчиков), чтобы забрать ключ от фамильной часовни, который оставила его сестра маркиза Аттаванти. Кривчиков – солист оперной труппы театра сибиряк, – родом из Лесосибирска. Илья по словам его педагога Евгения Олейникова: «…обладает уникальными данными, самым редким голосом — басом, и кроме того, диапазон его пения составляет две с половиной октавы. Для связок Ильи это ещё не предел, хотя и диапазон в две с половиной октавы — достаточно большая редкость». Уверена, что красноярцы будут гордиться творческим потенциалом Ильи. Роль художника Каварадосси в этот вечер исполнял Артём Голубев, это был его дебют в этой роли на сцене нашего театра. И он прекрасно с ним справился. Своим пением и игрой страстной любви к Флории, думаю, покорили зрителей. С сентября этого года Артём – солист нашего театра оперы и балета. А его красивый голос (тенор) слышали зрители не только нашей страны, но и за её пределами. Он выступал на сцене Большого театра, на сценах Пермского академического театра, Гамбургского оперного театра, Муниципального театра Сантьяго, Государственного театра оперы и балета «Астана-Опера», Санкт-Петербургского Михайловского театра. Лауреат II премии Международного конкурса вокалистов имени Б.Т. Штоколова (Санкт-Петербург, 2009). Появление на сцене, одной из ведущих солисток нашего театра Анны Киселёвой в роли Флории вызвало бурные и продолжительные аплодисменты зрителей. Она этого заслуживала. Её красивый, сочный, яркий, прекрасный голос сопрано, полюбился и давно покорил зрителей. Анна красива во всём: изящная, стройная, её выступления всегда вызывают бурю эмоций, будоражат сердца зрителей. Тоска в её исполнении была просто великолепна, ревнивая и страстная, религиозная и доверчивая с такой высокой самоотдачей и искренностью исполнения. Ей веришь, вместе с ней радуешься и страдаешь. Её хочется оправдать, когда она, слыша крики пытаемого Каварадосси, не выдерживает и рассказывает, где прячется Анджелотти, этим самым подписывает смертный приговор любимому. Роль Флории Тоски – любимая партия певицы ещё с юности, когда она узнала о знаменитой оперной певице ХариклеИ Даркле из книги, подаренной ей бабушкой, когда Анна училась в музыкальном училище. И с тех пор мечтала сыграть в роли Тоски. Мечта сбылась. Говорить и писать об Анне всегда хочется, вот только всегда сожалею, что не могу расписать её голос по ноткам… А он с каждым годом становится ярче и проникновеннее Представление продолжалось. Злой и коварный барон, импозантный, знающий себе цену Вителлио Скарпиа (Владимир Ефимов, баритон), давно пылающий страстью к Тоске, предлагает ей сделку: если она проведёт с ним ночь, казнь будет инсценирована при помощи холостых патронов, и певица с любимым смогут уехать из города. В зале, уверена, не было ни одного зрителя, кто бы, не знал народного артиста России, оперного солиста нашего театра оперы и балета с 1979 года Владимира Викторовича Ефимова. Из биографии: исполнил более трехсот сольных концертов по всей стране. Артисту рукоплескали зрители в самых престижных театрах и концертных залах страны и за рубежом. Неоднократно выступал на Центральном телевидении страны. Участвовал в Днях культуры Российской Федерации в Югославии, Армении, Украине, Эстонии, Казахстане, а также в Днях культуры СССР в Монголии, Индии, Швеции, Мексике, Шри-Ланке, Коста-Рике и других странах. Гастролировал в Швейцарии, Греции, Югославии, Швеции, Германии, Индии, США, Мексике, достойно представляя Красноярский край и Россию в различных международных проектах. В.В. Ефимов был и остаётся нашей гордостью. Борис Сабиров, сыгравший в опере роль послушного исполнителя, начинал свою карьеру в театре, как артист хора. В 2007 году окончил Красноярскую академию искусств, один из ведущих солистов театра. В репертуаре певца десятки ролей в операх, большое количество итальянских и неаполитанских песен, а также романсы, русские народные песни и сочинения советских композиторовпесенников. В опере были задействованы артисты Александр Михалёв, Вячеслав Нечипуренко, Сергей Самусев, образцовая детская студия, артисты хора. Драматичен и жесток финал заключительного действия оперы. А рассвет такой нежный и светят звёзды. Площадка замка Сант-Анджело. Марио Каварадоссии (А.Голубев) ждёт своей участи, страдает от любви к Тоске и проклинает её за то, что она ему изменила, так ему донесли, в отчаянии пишет прощальное письмо. И тут, с пропуском в руках на беспрепятственный их выезд из Рима появляется Тоска (А.Киселёва), рассказывает о Скарпио, о его приказе не убивать художника, стрелять холостыми патронами и о том, что она его убила. Отомстила за себя и любимого. Страстно и нежно прощаются любимые. Так правдивы артисты в своей игре, что хочется продлить их минуты прощания перед казнью. Доверчивая Тоска поверила Скарпио, её Марио будет жив. Однако коварный Скарпио был и мёртвый страшен. Он обманул Тоску. Марио мёртв. Полицейские беспрекословно выполнили приказ своего начальника. В отчаянии Тоска – Анна бросается вниз с высокой башни замка. Конец. *** В ЗАЛЕ ТИШИНА. Медленно закрывается занавес. Как можно рукоплескать такому концу. Но опера всегда драма и к этому нужно быть готовым. Пережив трагические мгновения, зрители, стоя продолжительными аплодисментами, благодарят артистов за их замечательное исполнение арий, за их игру, правдивое перевоплощение в героев оперы. Никто не спешил покидать зал, где ещё недавно царили звуки музыки то нежные, то, как набат грозные, где звучали голоса любимых солистов оперы. Благодарности зрителей заслуживают все, кто принимал участие в подготовке и организации оперы «Тоска». Особое спасибо главному дирижёру, заслуженному артисту России Анатолию Чепурному, руководимый им оркестр, как всегда играл ярко, слаженно. Спасибо режиссёру-постановщику Вячеславу Цюпа, главному хормейстеру Дмитрию Ходошу. С удовольствием будем ждать новых и возобновления забытых старых опер на сцене нашего театра оперы и балета имени Д.Хворостовского. Всем творческих успехов и здоровья! Единственное, о чём хотелось сказать, но это моё сугубое мнение: отвлекало слушателей то, что приходилось читать в титрах синхронный перевод на русский язык арий, так как они исполнялись на итальянском языке. Я же, зная сюжет оперы (смотрела несколько раз), следила за игрой артистов, наслаждалась их пением, красивыми голосами и музыкой. Галина ПАЩЕНКО, «Красноярская газета», 11 ноября 2022 г. Публикации
|
|
|