Немного о себе

Резюме

Дипломы и награды

Репертуар

Публикации

Фотографии

 

Фрагменты выступлений

Аудио

Видео

 

Обратная связь

Resume in english

Анна Киселёва (сопрано) - солистка Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, лауреат специальной премии жюри, лауреат премии «Exelenta» международного конкурса оперных певцов им. Хариклеи Даркле (Румыния, 2005, 2010 гг.), лауреат Первой премии XVI международного конкурса «Надежды, Таланты, Мастера» (Болгария, 2011 г.), лауреат Всероссийской премии «Известность» (Москва, 2005 г.), Лауреат III международного конкурса оперных певцов «Розата на Евтерпа в Карлово» (Болгария, 2012 г.), Заслуженный работник культуры Красноярского края (2018 г.), лауреат XVI Московского международного конкурса «Большая Романсиада-2021»

Анна Киселёва. «ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ...», Красноярская газета, февраль 2020 г.


ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ...

Ольга Гуляева: «Это был прекрасный концерт! Анна, спасибо! Ведущей и музыкантам – отдельное спасибо. Rinata_ fox: «Это было чудесно! Спасибо вам большое!».

ЭТО ОТЗЫВЫ о сольном концерте «Дорогой длинною» солистки театра оперы и балета, заслуженного работника культуры Красноярского края, лауреата международных конкурсов, лауреата Всероссийской премии «Известность» Анны Киселёвой, состоявшемся 9 февраля в Доме кино.

В программе прозвучали русские романсы в сопровождении инструментального оркестра «Маэстро», музыкантами которого являются артисты оркестра krasopera: концертмейстер Елена Чепурная (фортепиано), Ирина Чепурная (скрипка), Наталья Чепурная (виолончель), Сергей Гавриленко (виолончель). Вела концертную программу, посвящённую жанру романсов, замечательная, эрудированная Юлия Позднякова, которая перед каждым номером вводила слушателей в экскурс создания и историю музыкального произведения, сопровождая своё повествование стихами, рассказами, как и где, возник романс. Не всё запомнила из рассказа Юлии и, чтобы ещё раз погрузиться в историю романсов, после концерта открыла Интернет и прочитала следующее:

«Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением, написанное на стихи лирического содержания. Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название – романс. В конце XIX века романс стали исполнять сольно.

В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века. В этот период был расцвет русской поэзии, и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие «русский романс» появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов. Именно в русском народном творчестве и находятся истоки зарождения русского романса как отдельного жанра в вокальном искусстве. Песенное творчество середины XVIII–XIX века, дошедшее до нас, в большинстве своём представлено анонимными авторами. Позднее к жанру романса стали обращаться многие композиторы. Самые знаменитые русские композиторы, которые сочиняли в жанре русского романса, – это Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Глинка, Даргомыжский, Кюи, Свиридов и многие другие.

Очень сильное влияние на развитие русского романса оказало творчество А.С. Пушкина. Огромное количество романсов написано на его стихи.

Жанр жестокого старинного романса связан с русско-японской войной. В середине XIX века возник жанр цыганского романса, за основу был взят старинный романс, он появился благодаря русским композиторам и поэтам, поклонникам цыганской манеры исполнения. Существует жанр бытового, городского романса».

А НАЧАЛСЯ ПОИСТИНЕ праздничный концерт исполнением вальса Арама Хачатуряна к драме Михаила Лермонтова «Маскарад». И первые аплодисменты коллективу инструментального оркестра «Маэстро». Появление на сцене певицы Анны Киселёвой в красном длинном платье с белой пелериной, подчёркивающим её изящность, красоту, неповторимость, вызывало чувство гордости, радости от встречи с прекрасным, от возможности видеть теплоту её души, ощущать сердечность, слушать приятный голос. Такое ощущение испытывала не только я, её обожали все, кто пришёл на концерт. Это было понятно – выход певицы встретили громкими рукоплесканиями, и так продолжалось после каждого исполненного ею романса. Так и хотелось воскликнуть: «Как здорово, что есть в музыкальном мире певица – Анна Киселёва. Наша, красноярская!». И первым номером в программе певицы прозвучал старинный классический русский романс поэта Алексея Разоренова и композитора Александра Дюбюк «Не брани меня родная»:

Не брани меня, родная,

Что я так его люблю,

Скучно, скучно, дорогая,

Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое

Вдруг случилося со мной:

Что-то рвётся ретивое

И терзаюсь я тоской…

Ну, скажите, кого могли оставить равнодушным такое волнующее, трогательное исполнение романса со словами, наполненными страданием. Аплодисменты и первые слова: «Браво, браво!».

Николай Владимирович ЗУБОВ – один из популярнейших русских композиторов конца XIX и начала XX веков, поэт-песенник, происходил из старинного вологодского дворянского рода. Написал (что только смогли отыскать родственники) 75 романсов и 17 фортепьянных пьес. Один из своих любимых, романс «Я обожаю», певица исполнила на одном дыхании, легко, живо. И вновь романс Николая Зубова «Под чарующей лаской твоею», который он посвятил звезде эстрады Серебряного века Анастасии Дмитриевне Вяльцевой. Ей композитор посвятил, как пишут его современники, как минимум, 24 романса.

Под чарующей лаской твоею

Оживаю я сердцем опять,

Грёзы прежние снова лелею,

Вновь хочу я любить и страдать.

Ах! Поцелуем дай забвенье,

Муки сердца исцели,

Пусть умчится прочь сомненье,

В поцелуе жизнь возьми.

С воодушевлением, трепетно исполнила певица романсы влюблённого композитора Николая Зубова.

Затаив дыхание слушали зрители такой любимый всеми романс из музыки к драме А.С. Пушкина «Метель» Георгия СВИРИДОВА, слаженно, с упоением исполнили произведение артисты ансамбля «Маэстро».

И вновь на сцене Анна – наша гордость, наша любовь.

«Две вечных дороги –

Любовь и Разлука –

Проходят сквозь сердце мое...»,

– поёт Анна романс Бориса Окуджавы и Исаака Шварца из кинофильма «Нас венчали не в церкви». Какие правильные, мудрые слова: любовь и разлука, они всегда идут рядом по жизни. Так и – «То берег, то море, то солнце, то вьюга, то ласточки, то вороньё…», – всё, как в жизни: счастье и несчастье, радость и беда, дождь и снег, жара и холод… Невозможно без волнения слушать Анну, её страстное пение, такие похожие на жизнь слова становятся ещё понятнее и ближе, хочется аплодировать и аплодировать. Так и было – несмолкаемые аплодисменты.

Такие все разные композиторы, поэты, с разными историями, происхождением, а тематика романсов – лирика, одинакова для всех: о любви, о страсти, о разлуке, о страданиях, как, например, романс «Две розы» композитора Самуила Покрасса и поэта Д. Актиля:

…Увяли они, не цвести больше вновь,

А с ними увяла и чья-то любовь.

Романс, кажется о двух розах, алой и белой, таких разных и манящих. Грустно. Всё проходит, проходит и жизнь, как у увядших роз – увяли они…

Дай, милый друг, на счастье руку...

Я спою вам, друзья, про любовь –

Всех страданий виновницу злую…

И этот романс о любви на слова и музыку К.Лучича из репертуара Анастасии Вяльцевой

«Дай, милый друг, на счастье руку» в исполнении Анны звучит оптимистично и не безнадёжно, был бы рядом друг.

«Джон Грей» – первый советский фокстрот Матвея БЛАНТЕРА – артистами ансамбля был исполнен на «Ура!».

«Браво! Браво!», – скандировали зрители. Невозможно было усидеть на месте, это такая знакомая и любимая ретро-музыка. Хотя писали в годы его создания: «Для членов Российской ассоциации пролетарских музыкантов фокстрот «Джон Грей» надолго стал красной тряпкой их корриды борьбы с искусством, чуждым массам, а сам новый ритм – зловреднее уголовщины...».

Концерт продолжался. Из репертуара Изабеллы Юрьевой в исполнении Анны чувственно прозвучали романсы: «Помни обо мне», «Саша».

«Всё, что было» – старинный городской романс Дмитрия Покрасса, написанный на слова русского поэта Павла Германа, стал широко известным, популярным, любимым многими слушателями. Посвящён романс композитором известной певице начала 1920-х годов Ольге Данилевской (Вадиной), в которую он был влюблён и не скрывал этого.

На изданных в 1923 году и переизданных в 1925-м нотах своего романса «Всё, что было» он поручил напечатать посвящение, не скрывающее его нежных чувств: «Моей любимой Олечке Вадиной».

Всё равно, года проходят чередою,

И становится короче жизни путь,

Не пора ли мне с измученной душою

На минуточку прилечь и отдохнуть.

Всё, что было, всё, что ныло,

Всё давным-давно уплыло…

Сожаление, грусть о былом так и слышатся в голосе Анны, нашей певицы-звёздочки, и сердце тоскует вместе с ней. А у кого не было прошлого, которое всё давным-давным уплыло… И так это нас всех, сидящих в зале на чудесном концерте роднит на время.

Последним номером программного концерта, исполненным Анной Киселёвой, был старинный цыганский романс «Дорогой длинною», написанный Борисом Фоминым и Константином Подревским, несомненно, одним из любимых многими зрителями и, как подтверждение – долгие, несмолкающие аплодисменты и букеты цветов певице.

… Дорогой длинною, погодой лунною,

Да с песней той, что вдаль летит звеня,

И с той старинною, да семиструнною,

Что по ночам так мучила меня!

Как же прекрасно, когда есть талант, когда музыка становится любовью всей жизни.

Прекрасный голос (сопрано), которым так щедро делится наша Анна со зрителями Красноярска, городов Сибири, страны, выступая на различных конкурсах, сценических площадках, заставляет биться сердца слушателей. Пожелаем же ей удачи и благополучия в жизни и новых творческих достижений. Удачи и артистам инструментального ансамбля «Маэстро» и ведущей концерта Юлии Поздняковой.

Спасибо за прекрасную программу, за концерт, прошедший на одном дыхании. И, как всегда, хотелось продолжения. А продолжение встреч с Анной Киселёвой состоится в Доме кино 8 марта в 15.00.

Сольный концерт певицы «Любовь – волшебная страна» будет посвящён Международному женскому дню.

Уважаемые читатели «Красноярской газеты», приглашаю всех на концерт, уверена, музыка помогает жить, заставляет забыть серость будней, окунуться в другой мир – мир чудесного и радостного, что есть ещё в жизни.

Галина Яковлева, «Красноярская газета», февраль 2020 г.

Публикации