Анна Киселёва (сопрано) - солистка Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, лауреат специальной премии жюри, лауреат премии «Exelenta» международного конкурса оперных певцов им. Хариклеи Даркле (Румыния, 2005, 2010 гг.), лауреат Первой премии XVI международного конкурса «Надежды, Таланты, Мастера» (Болгария, 2011 г.), лауреат Всероссийской премии «Известность» (Москва, 2005 г.), Лауреат III международного конкурса оперных певцов «Розата на Евтерпа в Карлово» (Болгария, 2012 г.), Заслуженный работник культуры Красноярского края (2018 г.), лауреат XVI Московского международного конкурса «Большая Романсиада-2021» «Пою лишь то, что по душе»Очередная встреча с певицей Анной Киселёвой состоялась в камерной гостиной галереи Aйн Arta, где собрались почитатели её таланта. Очаровательная хозяйка вечера Румяна Внукова, член Союза художников России, представила собравшимся певицу, вкратце рассказала о творческой её биографии. Аня, Анечка, Анна Киселёва – нежная, трепетная, как лань, звёздочка Красноярья, солистка Красноярского государственного театра оперы и балета, заслуженный работник культуры Красноярского края (2018), член Союза театральных деятелей – с радостью встречается со слушателями. Её сольные концерты каждый раз, как праздник, покоряют слушателей замечательным голосом (сопрано), душевностью и трогательностью, манерой исполнения произведений, будь то ария из оперы, русский романс, французский шансон или песни о любви, войне. Её красота не только внешняя, но и внутренняя, льющаяся из глубины сердца, души, никого не оставляет равнодушным. Искренность, задушевность исполнения, любовь к зрителям, доступность завораживают слушателей, они просто растворяются в ней. Мне кажется, что Анна сама до конца не понимает своей прелести как певица, драматическая артистка и просто женщина. Начала выступление Анна с одного из любимых ею произведений «Ave Maria». Очарование, радость, гордость за наш край, за то, что есть у нас настоящие талантливые люди, звёзды Красноярья, переполняло сердце эмоциями, волновало моё и рядом сидящей Надежды Игнатьевны Сафоновой, думаю, и каждого приглашённого. Долгими несмолкаемыми аплодисментами мы встречали каждый номер певицы. Немножко непривычно было для певицы выступать на маленьком пространстве гостиной, когда можно было рукой дотянуться до слушателей, видеть их глаза, реакцию, но это не смутило Анну. А нам, присутствующим, было радостно вдвойне от того, что стоит наша гордость, наша известность, рядом с нами, с ней можно общаться, задавать вопросы. И задавали. Ария Тоски и следом песня о нашем Алёше, солдате-освободителе, прошедшего фронтовыми дорогами от Сталинграда до Берлина. Памятник как символ героизма нашим солдатам, установленный по воле простых людей в болгарском городе Пловдив, возвышается на холме Бунарджик («Холм освободителей»). 11,5-метровая железобетонная скульптура советского солдата, стоящая на 6-метровом постаменте, видна с каждой точки города. О своих чувствах к нашим фронтовикам, нашим Алёшам, многие из которых не вернулись домой, освобождая страну от фашистов, рассказала певица, которая смогла побывать на мемориале, будучи в Болгарии. Гордость за нашу страну, страну-освободительницу переполняла её сердце. И потому песня «Алёша» Э.Колмановского и К.Ваншенкина так трогательно и пронзительно звучит в её исполнении. Белеет ли в поле пороша, Пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят, Стоит над горою Алёша, Алёша, Алёша, Стоит над горою Алёша — В Болгарии русский солдат. Цветов он не дарит девчатам, Девчатам, девчатам, Цветов он не дарит девчатам – Они ему дарят цветы. Привычный, как солнце и ветер… Там, возле памятника «Алёше», Анна решает выступать с сольными концертами на тему войны. Вот уже несколько лет подряд, как и в этом году, перед Днём Победы в малом концертном зале звучат её песни о войне, которые никого не оставляют равнодушными. Как и романс «Жди меня» Женьки Комельковой из кинофильма «А зори здесь тихие», музыку к которому написал на стихи К.Симонова К. Молчанов. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, – поёт Анна и почти каждый сидящий в уютной гостиной, у кого отцы, деды, братья воевали на фронте, вспоминают своих матерей, бабушек, которые умели ждать и надеяться. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой. Первый вопрос, заданный певице был О РЕПЕРТУАРЕ. – Отношусь к своему репертуару очень серьёзно, пою лишь то, что по душе, – сказала Анна. – Кроме оперных партий, у меня есть программа старинной музыки, русских романсов, французского шансона, песен красноярских композиторов. У меня репертуар созвучен с моей душой. Однажды мне выпала счастливая возможность поговорить с поэтом Андреем Дементьевым, мне нравятся песни на его стихи, они есть в моём репертуаре... Мы были первыми слушателями, судьями бардовской песни Вадима Егорова «Белые панамки», которая прозвучала в уютной гостиной, по словам певицы, сразу легла ей на душу и на наши – тоже. Не сразу зал ответил певице на исполнение песни аплодисментами. Ответили. На какой-то миг зал замер… Трагизм, весь ужас беспощадной войны, навязанной фашистами, в этой песне. И хотелось сказать: «Изверги. Фашисты. А дети-то причём?». На полянке детский сад, чьи-то внучки, чьи-то дочки. И панамки их торчат, словно белые грибочки. Ах, какая благодать! Небеса в лазурь одеты, До реки рукой подать, до реки рукой подать. До войны – одна неделя. Вой снарядов, Ленинград, орудийные раскаты. Уплывает детский сад, от блокады, от блокады. А глаза полны тоской по Илюшке и по Натке, По единственной такой, по единственной такой Уплывающей панамке. Кораблю наперерез огневым исчадьем ада Мессершмидта чёрный крест воспарил над детским садом. На войне как на войне – попаданье без ошибки... И панамки на волне, а панамки на волне Словно белые кувшинки... Боже правый, неужели это может повториться? И снова о войне. И это понятно. Скоро вся страна будет отмечать День Победы над фашизмом. Несколько раз слышала «Балладу о матери» Дементьева в исполнении разных певцов и всегда от волнения перехватывало горло и сердце учащённо билось. Так и в этот раз. «Алексей! Алёшенька! Сынок!... Словно сын её услышать мог», – поёт Анна с болью, с внутренним надрывом, кажется, вот-вот раздвинутся стены гостиной от силы её исполнения. И следующее «Я читаю письмо…», более спокойно, более лирично, что ли? Хотя и эта песня полна трагизма – она о том, как сын читает пожелтевшие от времени строки письма отца к матери перед тем, как уйти в свой последний решительный бой, и наказ отца: поцелуй ты крепче сынишку… И снова о РЕПЕРТУАРЕ. – Очень люблю песни о войне из репертуара К.Шульженко «Синенький, скромный платочек», её знаменитую «Челиту», которая давно стала моей визитной карточкой, – продолжала отвечать на вопросы слушателей певица. – К современной эстраде отношусь по-разному, что-то принимаю, а что-то нет. Есть русский романс, французский шансон. У каждого певца можно что взять, чему-то поучиться. Мне нравится творчество Эдит Пиаф, Ива Монтана, Шарля Азнавура, у каждого из них есть некая неожиданность. Наш Дмитрий Хворостовский, как можно не любить его творчество, очень талантливый человек. О ГОЛОСЕ, откуда это? Генетика? Природные данные? – Голос – очень хрупкий инструмент. Его нужно беречь и ежедневно совершенствовать. Нужно петь душой. Человека невозможно заставить петь, если у него нет голоса. В 20 лет, когда я училась, у меня пропал на 16 дней голос. Лечилась в Новосибирске. Обошлось, к счастью. Считаю, что голос мне достался от бабушки Марии Григорьевны Самойловой. У неё были природная постановка голоса и стопроцентный слух, её приглашали на прослушивание. Денег не было, она собирала ягоды, продавала, накопила денег. Это было в 1947 году, когда произошла реформа денег, которая перечеркнула мечту моей бабушки Марии. Но петь она не перестала, пела дома, участвовала в художественной самодеятельности, возраст не менял тембра её голоса. Обладала хорошим голосом и моя прабабушка Анна, в честь которой меня назвали. Видимо, от них передались мне любовь к пению и голос. В детстве на слух запоминала бабушкины песни. От бабушки Марии услышала песню «Гвоздики алые», она есть в моём репертуаре. Гвоздики алые, багряно-пряные Однажды вечером дарила ты. И ночью снились мне сны небывалые, Мне снились алые цветы, цветы! Песню «Катюша» вместе с певицей пели вполголоса все присутствующие на вечере, и это было так прекрасно, было единение всех сердец и душ. И снова вопросы: где учились, что окончили? Как справляетесь со своими эмоциями? Как относитесь к реакции зрителей? Почему не занимаетесь преподаванием? Что хотели бы ЕЩЁ СПЕТЬ как оперная певица? – Думала, что буду врачом, как папа. На семейном совете решили, что правильнее будет, если я серьёзно займусь голосом. И ещё. С удовольствием прочитала книгу о жизни румынской певицы Хариклеи Даркле, после чего сказала: я буду петь. Так и случилось. Окончила училище искусств, вокальное отделение, где занималась с педагогом Н.А. Костюковой, Красноярскую академию музыки и театра, кафедру сольного пения и оперной подготовки, училась у педагогов заслуженных артисток России Н.П. Алексеевой, Л.М. Поповой. Стажировалась в классе народного артиста СССР Владислава Пьявко (Москва). Прошла мастер-классы у всемирно известных оперных певиц Федоры Барбьери (Италия), Гундулы Яновиц (Польша), Александрины Милчевой (Болгария), Марианны Николеско (Румыния), у дирижёра, председателя Союза композиторов Болгарии Драгомира Ненова. Окончила сольную аспирантуру Астраханской консерватории (класс профессора В.М. Усольцевой). Много репетирую, даже в отпуске. Как говорится, совершенству нет предела. А преподавать – слишком большая ответственность. Сидеть на двух стульях пока не могу. В отношении эмоций, как с ними справляюсь? А мне очень нравится, когда слушатели сопереживают вместе со мной, когда вижу в их глазах слёзы. Значит, я пою не напрасно, достигла цели. Мечтала спеть когда-то партию Татьяны Лариной в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского в своём театре оперы и балета. После исполнения партии Медеи в одноимённой опере Луиджи Керубини «Медея», где требовались не только мои вокальные способности, но и способности драматической актрисы, пока о других партиях не думаю… Пока. ...Люди искусства должны слушателям дарить красоту музыки и радость, и боль, все её эмоциональные оттенки. Как сказал Генрик Ибсен: «Владеющий чарами песен, душою владеет любой». На протяжении всего такого тёплого, интересного музыкального, творческого вечера нашими душами владела певица Анна Киселёва и её аккомпаниатор Елена Чепурная. Заключительным аккордом прозвучал любимый романс певицы «Не брани меня, родная» Александра Дюбюк и Александра Разорёнова. Было уютно и комфортно в маленькой гостиной галереи и от сердечности, которая исходила от Румяны Внуковой, организатора вечера. Вы наше чудо, вы наше диво, Мы любим все ваши мотивы. И голос ваш, и вашу стать. Спасибо, Анечка, за вашу благодать! Эти слова написала Н.И. Сафонова сразу же после вечера, позвонила мне. Думаю, они выражают чувства всех присутствующих. Спасибо за Благодать вечера! Галина Яковлева, Красноярская газета, май 2018 г. Публикации
|
|
|