Немного о себе

Резюме

Дипломы и награды

Репертуар

Публикации

Фотографии

 

Фрагменты выступлений

Аудио

Видео

 

Обратная связь

Resume in english

Анна Киселёва (сопрано) - солистка Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского, лауреат специальной премии жюри, лауреат премии «Exelenta» международного конкурса оперных певцов им. Хариклеи Даркле (Румыния, 2005, 2010 гг.), лауреат Первой премии XVI международного конкурса «Надежды, Таланты, Мастера» (Болгария, 2011 г.), лауреат Всероссийской премии «Известность» (Москва, 2005 г.), Лауреат III международного конкурса оперных певцов «Розата на Евтерпа в Карлово» (Болгария, 2012 г.), Заслуженный работник культуры Красноярского края (2018 г.), лауреат XVI Московского международного конкурса «Большая Романсиада-2021»

Анна Киселёва. «Ни дня без музыки», Елена Езерская, Музыкальный журнал, декабрь 2017 г.

Анна Киселёва. «Ни дня без музыки»

Наша справка (составлена по материалам сайта Красноярского театра оперы и балета)

Анна Киселёва (сопрано) - окончила вокальное отделение красноярского училища искусств по классу заслуженного работника культуры красноярского края Н. А. Костюковой, затем - Красноярскую академию музыки и театра по классу заслуженной артистки россии Л. М. Поповой). В 2013 году окончила сольную аспирантуру Астраханской государственной консерватории по классу профессора В. М. Усольцевой.

С 1999 года - солистка Красноярского театра оперы и балета. Дебютировала на сцене театра в премьере оперы «Царская невеста» Н. Римского-корсакова в партии Любаши.

Ведёт активную концертную деятельность.

В Красноярской краевой филармонии в разные годы состоялись её сольные концерты «Под луной золотой», «Русский романс. Французский шансон», «С первым снегом...» в сопровождении городского духового оркестра, «Старинные арии и романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова».

В сопровождении органиста андрея бардина, «песни нашей победы» в сопровождении ансамбля «маэстро», «песни красноярских композиторов». С большим успехом прошли совместные концерты певицы с тенором Николаем Ерохиным (Москва) «Дороги любви», «Помнишь ли ты?..», «Любовь - волшебная страна», «Под чарующей лаской...» в сопровождении Красноярского русского филармонического оркестра имени А. Ю. Бардина - дирижёр Валерий Шелепов.

В 2005, 2009 годах участвовала в концертах мастеров искусств «Покров над Енисеем» Православной миссии по водам Енисея, в рамках духовно-просветительского и паломнического проекта «Славянский ковчег - XXI век». Специальный гость IV межрегионального фестиваля «Астафьевская весна - 2010».

В 2006 году стала стипендиатом фонда Ирины Архиповой, стажировалась в классе народного артиста СССР В. Пьявко (москва). Пела в концертах фонда Ирины Архиповой в МГУ имени М. В. Ломоносова. В ноябре 2008 года принимала участие в проекте «Бал «Русское сияние» в Москве, где пела с оркестром большого театра, дирижёр - народный артист россии В. Андропов.

Участница первой творческой лаборатории красноярского театра оперы и балета Siberian Solo под руководством народной артистки россии Ирины Долженко (2014).

В 2014 году состоялся бенефис, посвящённый 15-летию творческой деятельности певицы. Член союза театральных деятелей России (2005).

В репертуаре А. Киселёвой: Тоска - «Тоска» дж. Пуччини, Аида - «Аида» Дж. Верди, Купава - «Снегурочка».

Н. Римского-Корсакова, Лиза - п. И. Чайковского, Жанна д'Арк - «Жанна д'Арк на костре» А. Онеггера и другие.

«На концертах Анны Киселёвой не бывает свободных мест. Особенной любовью зрителей, неоднократно наблюдала это сама, пользуются её выступления с духовым оркестром. Зал буквально заворожённый слушает, как она исполняет песни военных лет, незабываемую советскую лирику», - написала в своём вступлении к статье о певице красноярский журналист, заслуженный работник культуры России Лидия Рождественская.

«Среди выпускников Красноярского института искусств оперная певица Анна Киселёва с первых шагов в своей вокальной карьере занимает особое место - именно ей, недавней студентке и лишь несколько месяцев солистке оперной труппы, музыкальное руководство театра оперы и балета доверило партию Любаши в премьерной постановке оперы Н. А. Римского-Корсакова в Красноярске», - вспоминает музыковед Любовь Лаврушева.

Возможности для этой разножанровости заложены в природе голоса певицы.

Училась и выпускалась она как меццо-сопрано. И её первые успехи в вокале связаны именно этим типом голоса - Керубино в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта, Клара в опере С. С. Прокофьева «Обручение в монастыре». Дефицитный тембр привлекал внимание к ней и организаторов различных вокальных конкурсов, их в первое время после учёбы Анна повидала немало и всегда возвращалась с успехом. Но, как отмечают педагоги и хорошо знающие её коллеги, конкурсы никогда не были для молодой певицы самоцелью. Своей главной задачей она всегда видит самосовершенствование. Любовь Лаврушева: «Будучи весьма требовательной к себе, перспективная солистка справедливо полагала, что обе доверенные ей жемчужины мец- цо-сопранового репертуара - это всё же аванс, партии «на вырост». И продолжила серьёзные занятия вокалом». Мастер-классы известных вокальных педагогов - российских и зарубежных, вокальные уроки у солистов с мировым именем - Федоры Барбьери (Италия), Гундулы Яновиц (Польша), Александрины Милчевой (Болгария), Марианы Николеско (Румыния), дирижёра Драгомира Ненова (Болгария) и других...

Развивая свои вокальные данные, Анна Киселёва неизменно выходит за рамки одного типа голоса или амплуа, и не боится перемен. Так, уже имея в своём творческом багаже такие шедевры оперной классики как партии Любаши или Кармен, она, вернувшись в Красноярск после победы на одном из очередных вокальных конкурсов, принимает смелое решение расширить певческий диапазон, перейдя в группу сопрано. Переход, продемонстрировавший и решительность характера, и целеустремлённость, и настроенность на успех. А первая после появления на сцене Красноярского театра оперы и балета сопрано Анны Киселёвой победа - звание лауреата на престижном Международном вокальном конкурсе имени Хариклеи Даркле (Румыния), где молодая вокалистка из Красноярска пела сцену Письма Татьяны из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», приведя в восторг авторитетное жюри. В 2013 году Киселёву пригласили спеть Татьяну в спектакле в Софийской национальной оперы (Болгария) на фестивале «Опера в парке».

Лидия Рождественская: «В этой хрупкой, не по оперному изящной женщине скрыта невероятная сила, круто замешанная на трудолюбии, желании осваивать всё новые пласты музыкальной литературы. Каждое произведения, будь то ария из известной оперы или эстрадная песенка 30-х годов прошлого столетия, при всём громадном различии в фактуре музыкального материала, изображении чувств, обладающих совершенно разной мелодичностью и требующих несопоставимых вокальных данных, всё же дети одной семьи, чьё имя Музыка. И если они находят отклик в её душе и, не ссорясь, уживаются в её репертуаре, значит, не останутся незамеченными и у слушателей». И не остались. Анна Киселёва - обладательница Премии «Известность».

Краткая справка: ежегодная общественная Премия «Известность» была учреждена газетой «Известия» в 2005 году. Сначала «Известность» вручалась в двух номинациях - «Культура» и «Благое дело». В 2005 году её первыми лауреатами стали 16 деятелей культуры и искусства и 13 меценатов из 16 городов России, которых наградили в Государственном музее имени А.С. Пушкина. Но со временем число номинаций увеличилось, потому что людей, достойных «Известности», много и в других областях нашей жизни. Главная цель премии - особое признание деятельности выдающихся представителей культуры, бизнеса, спорта и политики России. Среди лауреатов Премии - народный артист СССР Олег Табаков, скульптор, народный художник СССР Зураб Церетели, председатель Центрального банка Российской Федерации, заслуженный экономист России Эльвира Наби- уллина, заслуженный мастер спорта России фигурист Евгений Плющенко, сатирик, народный артист Российской Федерации Михаил Жванецкий, актриса Дина Корзун, режиссёр Сергей Урсуляк, композитор, народный артист России Эдуард Артемьев и многие другие.

Одним из событий и в творческой жизни певицы Анны Киселёвой, и родного ей театра стала премьера оперы Луиджи Керубини «Медея» в Красноярске в сезоне 2016/2017 годов.

Известно высказывание Людвига ван Бетховена, назвавшего Керубини равным себе по гениальности. Музыкой этого композитора восхищались многие великие коллеги по творческому цеху - Дж. Верди и Р. Вагнер, Р. Шуман и И. Брамс. Влияние композиторских идей Керубини заметно в перах К. М. фон Вебера и Г. Спонтини. Луиджи Керубини, один из основателей парижской консерватории, написал свыше тридцати опер, из которых наиболее успешными и до сих пор востребованными являются лишь несколько, и «Медея» - одна из них. «Медею» относят к числу шедевров французского оперного искусства рубежа XVIII - XIX веков, требующего от исполнителей высочайшего вокального мастерства и яркого актёрского таланта. В какой-то период оказавшаяся на периферии репертуаров оперных театров, в середине XX века «Медея» Керубини пережила второе рождение благодаря Марии Каллас. Роль Медеи в исполнении Каллас стала легендой оперной сцены, и с тех пор к исполнительницам заглавной партии предъявляются особые требования: сильный и выразительный голос и яркая сценическая индивидуальность. Именно эти качества и определили выбор исполнительницы партии Медеи в Красноярске.

Любовь Лаврушева: «Настоящим испытанием на прочность оказалась для Анны Киселёвой титульная партия-роль в таком рарите как «Медея» Л. Керубини. Пожалуй, на сегодняшний день это главное творческое достижение певицы. Здесь её голос звучит объёмно в среднем и нижнем регистрах, свободно и ярко - в верхнем. Поражают и глубина проникновения исполнительницей в противоречивый образ страдалицы-злодейки - потрясающее актёрское перевоплощение! Ведь в жизни Анна подкупает целым рядом лучших человеческих качеств - среди которых есть места доброте, сердечности, великодушию».

Готовя этот материал к публикации, я говорила с Анной Киселёвой о её Медее. И вот, что она рассказала:

- Для меня даже взяться за разучивание этой партии было преодолением. Я пыталась найти человеческую мотивацию в поступках Медеи и поняла, что должна говорить не о том, что с нею произошло, и что она сделала, а о том, что так быть не должно. Нельзя так сильно любить мужчину, нельзя позволить ревности поглотить твою личность, нельзя позволить такой любви и такой ревности уничтожить тебя и всё, что тебе дорого.

Наверное, впервые в своей жизни я пела и играла настолько отрицательный образ, но - когда мы вспоминаем о прошедших войнах и тех бедах и разрушениях, что они принесли с собою, мы думаем, прежде всего о том, чтобы они не повторились...

Моя жизнь разделилась на «до Медеи» и «после Медеи». Эта партия вокально очень сложная, я делала её больше года. А, когда впервые взяла клавир в руки и открыла его, то подумала: «Боже, как это всё выучить?». И потом очень часто открывала ноты и - закрывала... Мне кажется, организм не принимал эту работу до тех пор, пока я не поняла, для чего выхожу на сцену. Когда я это поняла, то мне стало легко, и пошёл процесс.

Сложность партии Медеи ещё и в том, что в ней нет места для отдыха. С первого своего появления на сцене ты уже выходишь как на разрыв аорты, и это состояние должно продолжаться до финала, причём по нарастанию. В партии Медеи очень много интервальных скачков из нижнего регистра в верхний, и, что особенно важно, когда Керубини писал эту оперу инструментальный строй в оркестре был ниже, чем сейчас, а наши мышцы остались такими же, как были двести-триста лет назад. И поэтому первая ария Медеи звучит «задрано», потому что есть крайние верха, и если бы это было так, как написал Керубини, почти на полтона ниже, то голосу было бы более удобно. Тогда он звучал бы мощнее, более мясистым тембром, я бы сказала, который как раз необходим в этой партии Медеи - тёмной, драматичной. В опере для Медеи очень мало лирических мест, и тебе просто не за что спрятаться, ты «голый» на сцене, ты всё тащишь на себе.

Медея сложна своими перевоплощениями - стремительными, резкими. После первого исполнения я чувствовала себя разобранной на осколки. Второй раз входить в эту «воду» было уже немного легче, но отстранённости эта роль не допускает, спасает только самоконтроль. Эта роль сродни Князю Мышкину в «Идиоте», она - на грани. С первой ноты, с первого выхода на сцену ты, как тигрица в клетке.

В прологе в спектакле нашего театра - его поставила молодой режиссёр, выпускница ГИТИСа Мария Тихонова - Медея «видит сон», как в будущем её дети в раздоре из-за царской короны сражаются и убивают друг друга. Она понимает, что это уже не её сыновья, и она не желает видеть их такими. В финале спектакля Медея-изгнанница продолжает свой путь скорби, неся в себе боль содеянного. Зрители уходят из зала тихие, не веря в совершённое ею зло...

Оркестр (художественный руководитель постановки - главный дирижёр театра, заслуженный артист России Анатолий Чепурной и дирижёр Александр Юдасин) звучит прозрачно, усиливая ощущение сна, как будто иллюзия всё - и жизнь Медеи, и судьба её детей...

Я очень люблю музыку Верди и Пуччини - потому что это вокальные композиторы, это «вокальное здоровье». Особенно близка мне партия Тоски - она очень удобна. Начинаешь петь, и откуда-то появляется голос, начинает сам литься. Знаете, у певца, это моё мнение, не должно быть много партий.

Пусть их будет пять, но они будут твои. Выстраданные, сделанные, в которых ты можешь в первую очередь, выразить себя. И как вокалист, и как актриса. И как личность.

Цитата вместо заключения. Лидия Рождественская: «Натосковались, видимо, наши слушатели по настоящему пению, вот и тянутся к ней - Анне Киселёвой. А она готова петь и петь для них - пожилых, небогатых, почти даром, никогда не отказываясь от участия в благотворительных концертах. И при каждой возможности (театр всё-таки на первом месте) спешит на встречи со зрителями, делясь с ними своим божественным даром.

«Анна Киселёва из тех, увы, немногочисленных певиц, кого хочется слушать снова и снова», - признаются её поклонники. И ладно бы женщины, как более чуткие и, я бы сказала, ненасытные до хорошей музыки. Но я не раз слышала и от мужчин, что Анна их любимая певица, и чуть заслышат её голос - впрямь плакать хочется. Не дорогого ли стоят такие признания? У Анны Киселёвой свой путь в искусстве, она идёт по нему уверенной походкой. А если иногда и спотыкается (с кем не бывает), то только сильнее становится. И всё увереннее и чаще звучит её сопрано на радость нам. У Анны счастливая творческая судьба. Её любят, её обожают, громы оваций сопровождают её концерты, её заваливают цветами и не хотят отпускать со сцены. Её сценическая жизнь в самом расцвете. И так много ещё впереди, что я просто завидую».

Что можно добавить?

Елена Езерская

Музыкальный журнал, декабрь 2017 г.

Публикации